1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коробка передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ

Коробка передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ

Коробка передач КПП-154 для автомобиля КамАЗ

На грузовиках, произведенных в ПАО “КамАЗ”, используются различные модели коробок передач, которые отличаются по своему устройству и ключевым параметрам функционирования. КПП выполняют в автомобиле функцию передачи крутящего момента. В ходе работы механизма изменяются такие показатели, как величина и направление крутящего момента. Также происходит отсоединение силового агрегата от трансмиссии и отбор мощности для привода.

Современные автомобили КамАЗ имеют в своем оснащении обновленные версии механизмов, которые рассчитаны для двигателей с крутящим моментом в 1100 Нм. КПП 154 на автомобилях КАМАЗ представляют собой улучшенную версию механизмов, которые обладают повышенной износоустойчивостью, улучшенным управлением и мощностью.

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов. Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель. Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152. Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

Читайте так же:
Ваз 2110 инжектор регулируем зажигание

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП. Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление. Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля. Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.

Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.

Читайте так же:
Регулировка моста уаз без снятия

Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.

Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.

Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Принцип работы пневматической системы делителя

Принцип работы пневматической системы переключения передач заключается в следующем. Воздух под давлением 6.2- 7.5 кгс/см2 подаётся из пневматического привода тормозной системы в редукционный клапан, на выходе которого поддерживается постоянное давление воздуха величиной 3.9- 4.5 кгс/см 2.

Далее давление воздуха подаётся на кран управления делителем и клапан включения делителя. Кран управления делителем, переключатель которого расположен на рычаге переключения передач в кабине водителя, направляет давление воздуха в ту или другую полость воздухораспределителя.

Поршни находящиеся в этих полостях перемещают золотник в одну из двух крайних положений, в результате чего давление воздуха поступающее от клапана включения делителя, расположенного на корпусе делителя. Подаётся в ту или иную полость пневматического цилиндра, в результате чего происходит его перемещение.

Шток поршня входит в зацепление с рычагом переключения передачи.Который закреплен на валу с вилкой. Вилка перемещает синхронизатор.

Регулировка делителя Камаз

Конструкция и работа МППД

Механизм состоит из литого корпуса, в котором можно выделить три основных части:

  • Коробка под рычаг валика вилки — в этой коробке располагается рычаг и соединенная с ним часть штока поршня;
  • Герметичный цилиндр, в котором располагается поршень;
  • Цилиндр малого диаметра, соединяющий большой цилиндр с коробкой — здесь располагается шток поршня.

В нижней части к корпусу МППД крепится узел управления — воздухораспределитель. Он представляет собой трубку, в которой устанавливается золотник, обеспечивающий подачу сжатого воздуха над или под поршень. С обоих сторон золотника имеются поршни, располагающиеся в герметичных цилиндрах — с их помощью выполняется перемещение золотника при переводе переключения делителя на рычаге в то или иное положение. Золотник и поршни входят в разные контуры пневмосистемы управления делителем, поэтому они герметичны по отношению друг к другу.

Читайте так же:
Регулировка фар ваз 210740

Работает механизм следующим образом. При переводе переключателя на рычаге в нижнее положение (понижающая передача делителя) сжатый воздух из крана управления разделяется на два контура и подается:

  • В правый управляющий цилиндр воздухораспределителя;
  • На вход клапана включения делителя.

Под действием силы сжатого воздуха золотник распределителя переводится сдвигается влево, открывая доступ сжатого воздуха к левой полости цилиндра МППД. Однако в этот момент клапан включения делителя закрыт, поэтому переключения не происходит. При выжиме педали сцепления этот клапан открывается, и воздух под давлением через золотник подается в цилиндр — под его действием поршень смещается вправо, а его шток тянет рычаг, вследствие чего происходит включение понижающей или повышающей передачи делителя. В случае перевода переключателя делителя на рычаге вверх все процессы происходят в обратном порядке.

Механизм, на который сразу устанавливается воздухораспределитель, на пяти болтах (и через прокладку) крепится на левой по ходу движения автомобиля стороне корпуса КПП.

КАМАЗ 5410 1992, двигатель дизельный 1.5 л., 210 л. с., задний привод, механическая коробка передач — поломка

Машины в продаже

Audi A3, 2015

Nissan X-Trail, 2011

Kia Ceed, 2014

Toyota Corolla Fielder, 2010

Комментарии 21

в смысле гайку на первичном валу делителя?там все закручено, закернено, я менял подшипник. Изначально когда купил камаз(колхозник) там была эта проблема, выбивало где-то раз в 5-8 км, независимо от нагрузки, мотористы сказали что подшипники перв.валов и корпус коробки! ну и плюс синхрон делителя. и решил я делать кап ремонт! поменял синхроны все 3 шт норм производителя, ползунки на вилках, подшипники пер валов в бронзе, и все остальные, перв. вал кпп(выбивало 5) шестерни 2,3,4 передачи, корпус кпп, а и еще потом поменял механизм включения делителя(верблюд) добавил в него еще одну пружину на фиксатор, и после всего этого стало выбивать раз в 10 метров, тоже не зависимо от нагрузки! и даже на холостых! х, , знает куда уже лезть! временно сделал чтоб воздухом поджимало, но один хрен надо решение искать! Это не езда. Если есть идеи подскажи, буду рад совету, за ранее спасибо 😉

Читайте так же:
Регулировка люфта рулевой колонки газель с гидроусилителем

так в чем же всетаки проблема? почему вылетает повышеная? подшипники новые, синхрон делителя тоже, валы в отличном состоянии, механизм включения тоже норм работает! помогите плиз, мозг взрывается уже с етими повышеными

гайку на длинном валу смотри 100% если выбивает!я 2 недели назад с ней тоже мучился.резьбу сьело, гайка открутилась…и делала мозг…

Если сняли КПП то нужно смотреть все полностью шоб как говорится второго раза не случилось.

Смотрите первичный вал КПП (короткий)и вилку переключения повышенной-пониженной.Стираются бронзовые ползунки на вилке .

Желательно менять всё вместе(в паре), вал и синхрон сразу.Попутно производить ревизию и подшипников.Дабы не разбирать всё по несколько раз.Делаю так всегда и езжу по несколько лет)), Удачи!

да как говориться.скупой платит дважды… думали по-быстрому отделаться…А ПОЛУЧИЛОСЬ(((…да батя говорит 28лет на камазах, а такая делема впервые…вообще камазовские коробки долго говорит ходят.

Бывает)).Ты бы видел когда я редуктора по началу в девяностых годах ремонтировал))когда камаз купили.Все регулировочные шайбы повыкидывал и просто гайками натяг подшипников регулировал)), на рейс до Кати хватало, потом дошло! за неделю по несколько раз редуктора снимал)).

хах.мы тоже мес.назад доставали .ревизию делали… все вибрацию побороть не можем((( уже и кардан задний новый воткнул… на пустом ещё как ни шло, а на груженом после 60 начинаеться…

С вибрацией тоже всю жизнь маюсь, надо все валы продольные с фланцими в раз новые ставить и карданы конечно.

вот осталось ещё передний купить(почти 15 рубликов) жаба душит. и больше даже незнаю что делать если не пройдет(((

смотри какой хвостовик сильнее болтается тот и даёт вибру.

да вроде все с трубой протягиваю.потом ещё накидной ключ и молотком дотягиваю…

Если на шлицах люфт есть, то протяжки на много не хватает((.Бывает вибрация ещё из за крестовин, если они в посадочных местах ходят.

а регулирувать лапку на пгу не пробывали, и еще может быть причина в верблюде, я у себя вобше забрал лапку и через тройник напрямую подключил пгу к верблюду, сейчас ничего не выбивает а раньше так же как и у вас выбивало

да не, лапку подводили… там все срабатывает.дело было в машинке которая стоит слева на коробке-переводит вилкой синхрон…

ну так ето и есть верблюд, он у нас так называеться

да помню как я на зил131 один коробас скидовал веселух была! за то усвоил если куда лезишь то сразу готовсь по максималке проверить чтоб потом не переделовать

Читайте так же:
Сцепление ведет на ваз 2107 как отрегулировать

Да у вас не удобно коробку снимать(
Я на своём 53212 Трубу на нашивки, на трубу лебёдку, в полу снимаем люк и поднимаем коробку в кузов, всё доступно для 1 ого человека))

да у нас то ещё ничего, а вот на фургоне или контейнере…-жопа!а че ты своего татарина не выкладываешь?

Как устроена трансмиссия

Основные ее составляющие – это пятиступенчатая коробка и двухступенчатый мультипликатор. При разборке от нее отсоединяются:

  • ведущий вал;
  • шестерная передача;
  • синхронизаторы;
  • муфта;
  • ведомый вал;
  • промежуточные валы;
  • картеры;
  • привод.

Возможность переключать передачи сохраняется, только если сцепление находится в выключенном положении, с этой целью кран-рычаг переводится в позицию В либо Н.

Компоненты привода управления:

  • рычажная опора, с помощью которой производится переключение;
  • кольца-уплотнители;
  • реактивная тяга;
  • ось;
  • рычажное приспособление;
  • виброизолятор.

Ремонт делителя КПП КАМАЗ

Ремонтные работы включают четыре этапа:

  • разборка агрегата;
  • дефектовка деталей;
  • замена изношенных элементов;
  • сборка коробки передач.

Чтобы выполнить ремонт коробки передач с делителем, нужно проделать такие операции:

  • снять воздушный переключатель;
  • расстопорить и выкрутить болты крепления;
  • извлечь валик;
  • демонтировать вилку переключения скоростей;
  • снять синхронизатор;
  • демонтировать вал и вилку выжимного механизма;
  • открутить крепежные элементы, удерживающие на первичном валу крышку заднего подшипника;
  • снять крышку;
  • демонтировать задний подшипник и вал (для этого придется совместить зубчики на ведущей шестерне и валу);
  • снять крышку подшипника, используя резьбовые отверстия, выполненные в промежуточном валу;
  • раскрутить и расстопорить элементы крепления;
  • демонтировать опорную роликовую шайбу;
  • открутить болты стакана, закрывающего роликовый подшипник;
  • снять роликовый подшипник и стакан с ведомого вала;
  • с помощью деревянного бруска выбить вал и извлечь подшипник из корпуса делителя.

Важно: нельзя выбивать вал молотком. Это повредит деталь и ее придется менять.

  • зажать шлицевую часть первичного вала в тиски;
  • открутить стяжную гайку;
  • демонтировать с вала маслонагнетательную гайку;
  • снять роликовый подшипник, втулку и ведущую шестерню.

Далее необходимо проверить и заменить изношенные детали, а затем собрать делитель. Для сборки нужно проделать операции в обратной последовательности.

Перед установкой делителя на машину нужно убедиться, что он собран правильно и валы свободно вращаются.

Последний этап ремонта — тест-драйв. Он позволяет проверить работоспособность делителя в режиме реальной эксплуатации. Это помогает выявить неисправности, которые не удалось устранить во время ремонта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector