0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка тепловых зазоров клапанов: в помощь автолюбителю

Регулировка тепловых зазоров клапанов: в помощь автолюбителю

Разобранный двигатель для регулировки клапанов

У различных автомобилей, в зависимости от типа двигателя, может приходиться на цилиндр два и более клапанов. Одни из них служат для впуска топливно-воздушной смеси, другие выпускают отработанные газы. Первые клапаны принято просто называть впускными, а вторые — выпускными. А в действие их приводит и регулирует порядок работы так называемый клапанный (или газораспределительный) механизм. О том, каким способом отрегулировать клапана наиболее выгодно и просто, ведётся множество споров.

Фазы газораспределения

И даже если современные клапаны умеют перемещаться гораздо быстрее, чем их предки сто лет назад, то свойства горючих газов, движением которых они управляют, практически не изменились. Они также легко сжимаются при воздействии, и также упрямо продолжают стремиться во все стороны одинаково, подчиняясь закону Паскаля, а значит, не очень спешат переместиться туда, куда их просят. И чтобы обеспечить максимально возможное наполнение цилиндра за такой короткий промежуток времени, впускной клапан начинает открываться раньше, чем поршень завершит ход выпуска. А выпускной начнёт открываться раньше, чем завершится рабочий ход, чтобы находящиеся под давлением в цилиндре горячие газы не создавали излишнего сопротивления движению поршня, когда начнётся такт выпуска.

Моменты времени, когда начинается открытие, длительность их нахождения в открытом и закрытом состояниях, образуют фазы газораспределения двигателя. Управляет движением клапанов распределительный вал, в форме кулачков которого и «зашифрована» информация о фазах газораспределения вашего двигателя. Величины фаз подбираются при проектировании двигателя в зависимости от его конструкции, назначения, условий эксплуатации. В наиболее продвинутых двигателях эти фазы могут изменяться для конкретных условий работы и нагрузок в данный момент времени. В обычных же двигателях единственный эффективный способ изменить фазы газораспределения — это заменить распредвал. Изменение фаз газораспределения посредством установки оригинального распределительного вала — один из способов продвинутого тюнинга двигателя. Соглашаясь на такую процедуру, мы должны понимать, что рост мощности двигателя произойдёт за счёт ухудшения экономичности, снижения ресурса его деталей. Поэтому такую настройку, как правило, применяют на спортивных автомобилях, где ресурс, экономичность и экологичность двигателя имеют второстепенное значение.

Фазы газораспределения

В реальном двигателе, когда поршень находится около своих верхней (ВМТ) и нижней (НМТ) мертвых точек, впускной и выпускной клапаны одновременно открыты

Как отрегулировать клапанные зазоры на иномарках

Прежде всего, с помощью инструкции по ремонту и обслуживанию вашего авто определяем тип двигателя. Дело в том, что на некоторых иномарках может быть до десяти видов моторов на одной модели автомобиля. Там же указан инструмент, необходимый для регулировки и установки меток ГРМ. Однако, в большинстве случаев достаточно набора гаечных ключей и плоских щупов. Рассмотрим особенности регулировки зазоров на Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым и дизельным двигателем.

Бензиновый двигатель

Моторный отсек Mitsubishu ASX 1.6

Так выглядит двигатель Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым двигателем

Для этого следует выполнить следующие действия:

  1. Снимаем пластмассовый кожух двигателя (держится на резиновых защёлках).
  2. Демонтируем катушки зажигания и клапанную крышку.
  3. Выставляем по меткам оба распредвала (здесь же указаны номинальные зазоры впускных и выпускных клапанов).

Метки распредвала

Выставляем метки распредвала двигателя

Проверка зазоров

Проверяем величину клапанных просветов двигателя

Регулировка зазоров

Регулируем зазоры клапанов

Установка клапанной крышки

Наносим герметик и закручиваем клапанную крышку двигателя

Дизельный двигатель

Иногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях.

Регулировка клапанов дизельного двигателя

Так регулируются зазоры клапанов на Mitsubishu ASX 1.6 с дизельным мотором

Основные признаки неправильно проведённых работ

Если зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля.

Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах!

Признаки что надо регулировать клапана. Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, в принципе, штука достаточно простая и понятная. Воздушно-топливная смесь из впускного коллектора через впускные клапаны попадают в камеру сгорания. Затем, клапаны закрываются, и начинается процесс сжатия смеси, который происходит благодаря движению поршня вверх.

Далее, в определенный момент, примерно рядом с верхней мертвой точкой цилиндра, происходит поджиг смеси, который осуществляется свечой зажигания. Повинуясь законам физики, смесь расширяется под воздействием температуры, и толкает поршень обратно вниз, преобразуя тепловую энергию в механическую. Последним тактом работы поршня является выброс отработанных газов в выпускную систему, через открывшиеся выпускные клапаны.

Как видите, все просто.

В этом описании дважды присутствовало упоминание клапанов, впускных и выпускных, которые требуют периодической настройки, так называемых, тепловых зазоров. Давайте вместе посмотрим, что это такое, для чего это надо.

Итак, тепловой зазор, это специальный зазор, оставляемый между кулачком распредвала (или коромыслом) и стеблем клапана. Необходимость его очень проста, — когда двигатель нагревается, металл, подчиняясь все той же физике, начинает расширяться, и клапан (точнее его стебель), удлиняется. Зазор призван нивелировать это расширение.

Вроде бы опять все просто и понятно. Однако, со временем, примерно, каждые 40 000 км, зазоры клапанов “уходят” и становятся (как правило) больше требуемых. В этом случае требуется их регулировка и возврат к исходному значению, потому что образовавшийся излишний зазор приведет к износу коромысла или кулачка распредвала, поскольку появится ударная нагрузка на них.

Поясним. В обычной ситуации, когда тепловой зазор находится в пределах нормы, контакт коромысла (или кулачка) со стеблем клапана происходит постоянно. Стебель, при правильно отрегулированном зазоре, при нагревании прилегает к коромыслу или кулачку. Однако, если зазор увеличен, появляется потеря контакта при удалении коромысла (кулачка) и, наоборот, удар в момент контакта. Такое положение дел достаточно быстро разобьет либо кулачок, либо коромысло, что в конечном итоге приведет к дорогостоящему ремонту (хотя, будем реалистами, мало кто такой ремонт, на самом деле, производит). Без него (ремонта), мотор будет грохотать «на холодную», и шумно работать в прогретом режиме.

Надеемся, нам удалось наглядно убедить Вас в том, что клапаны регулировать надо. Теперь мы расскажем Вам о том, почему эту операцию стоит доверять только понимающему человеку.

Нередко, в автосервисы приезжают люди с жалобой, что за машиной ухаживают, все вовремя меняют, все операции делают строго по регламенту (или близко к тому), а машинка “взяла и захандрила”. Часто такое происходит после регулировки клапанов, и оказывается, регулировкой тоже можно навредить, особенно если не соблюдать размеры тепловых зазоров и сделать их меньше, чем требуется!

Что же произойдет, если клапаны “зажать” слишком сильно?

Вернемся к физике, согласно которой предметы, при нагревании, расширяются. Поскольку в природе все устроено так, что любое движение совершается по пути наименьшего сопротивления, стебель растет в равные стороны, и вверх и вниз. Если клапан оказывается “зажатым”, то есть его зазор меньше требуемого, стебель упирается в кулачок (или в коромысло), и, не найдя возможности расти вверх, продолжает удлинение вниз.

Как правило, такая проблема возникает с выпускными клапанами, потому что на них приходится наибольшее температурное воздействие (стебли впускных, охлаждаются каждый раз в момент подачи смеси в цилиндр за счет воздуха). Происходит “разгерметизация” камеры сгорания, и момент вспышки происходит тогда, когда выпускные клапаны уже открыты. Во-первых это ведет к значительному снижениюкомпрессии, и, как следствие, к потере мощности. В принципе, уже этого пункта вполне хватает. Но есть еще и “во-вторых”.

Возникновение “щели”, куда устремляется воспламеняющаяся по дороге смесь, приводит к попаданию в выхлопной коллектор пламени, что ведет к повышенной нагрузке на стенки коллектора, а также на стебли и тарелки выпускных клапанов. В результате, тарелки клапанов, равно как и стенки коллектора прогорают. И если поменять коллектор на новый (или заварить старый, что в некоторых случаях удается), в принципе не так уж и сложно, то заменить прогоревший клапан, без дорогостоящего разбора двигателя просто невозможно.

Вот почему своевременная регулировка клапанов, — занятие полезное и нужное для автомобиля. Стоит отметить, что в двигателях Honda эта операция производится очень просто, — при помощи отвертки и гаечного ключа. Исключения составляют некоторые редкие моторы, типа C32A (Inspire UA3), в которых применялась система гидрокомпенсаторов.

Про остальные двигатели мы можем пояснить более развернуто, — на автомобилях с моторами серии B (B16, B18, B20), серии D (D13, D14, D15, D16, D17), F (F18, F20, F22, F23), G (G20, G25), J (J30, J32), K (K20, K24), L (L13, L15), R (R18, R20), ZC (все варианты) тепловой зазор клапанов регулируется щупом, отверткой и ключом, без применения дополнительных элементов.

Надеемся, эта статья внесла ясность в вопрос о необходимости своевременной операции регулировки клапанов, а также убрала некоторые страхи и сомнения в сложности этой операции. Как видите, на самом деле все просто. Как обычно.

Хондаводам.ру Не забудьте поставить ссылку, уважайте труд автора Исходный текст материала находится по адресу: http://www.hondavodam.ru/statji/regulirovka-klapanov.html

Добрый день читатели моего сайта. Сегодня я хочу предоставить вам статью о регулировке клапанов на автомобилях ВАЗ. Я постараюсь подробно рассказать, как правильно отрегулировать клапана на таких моделях автомобилей ВАЗ как 2108 и 2106. Регулировка клапанов на всех остальных моделях будет практически одинакова.

Когда и зачем нужна регулировка клапанов?

Регулировка зазоров клапанов происходит, как правело, после ремонта двигатели или, точнее, после каждого снятия головки цилиндров. Когда Вы снимаете головку цилиндров, то старая прокладка выбрасывается потому, что повторное её использование не допускается. А после затяжки головки с новой прокладкой обязательно нужно регулировать зазоры клапанов. Так же регулировка может понадобиться в процессе эксплуатации автомобиля и после обкатки (нового или после ремонта) двигателя.

Если не регулировать зазоры клапанов, то это приводит к повышенному износу деталей газораспределения, а именно: газораспределительный вал, толкатель (рокер) и сам клапан, а на автомобиле ВАЗ 2108 вал и регулировочные шайбы. Так же увеличенный зазор влияет на динамику автомобиля и сопровождается повышенным расходом топлива.

Если работа двигателя сопровождается слабым цокотом в верхней части двигателя, значит, самое время заглянуть под крышку головки цилиндров.

Порядок регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ.

И так, что бы метка на шкиве коленчатого вала стояла напротив большой риски.

На двигателях модели восьмого поколения и далее метки находятся в других местах. Меткой служит согнутый фрагмент защитного кожуха ремня газораспределения.

А другая метка, находится на маховике коленчатого вала. В кожухе сцепления вверху есть специальный лючок, через который видно шкалу и саму метку на маховике.

Порядок регулировки клапанов, происходит следующим образом. Выставленный по меткам двигатель находится в начальном положении, назовём его нулевое положение. В этот момент регулируются впускной клапан третьего цилиндра и выпускной четвёртого цилиндра. Ниже приведен в таблице порядок регулировки.

Как видно по таблице, клапана регулируются по два, через каждые 180 градусов. Что бы лучше контролировать проворачивание коленчатого вала, можно снять крышку с распределителя зажигания и смотреть по контактной пластине бегунка.

Так как бегунок вращается в два раза медленнее, то метки будут всего лишь через 90 градусов. Я думаю, так будет легче контролировать проворачивание коленчатого вала.

Как регулировать клапана на автомобиле ВАЗ 2108.

Для начала рассмотрим метод регулировки клапанов на автомобиле ВАЗ 2108.

Регулировка заключается в правильном подборе регулировочных шайб, для этого нам потребуется специальный инструмент, с помощью которого мы будем извлекать шайбы. Можно конечно регулировать методом снятия газораспределительного вала и установкой нужных шайб, но этот процесс очень долгий и требует точных замеров, так что его мы не будем рассматривать.

Для извлекания шайб, нам потребуется вот такой инструмент.

Продолжим. Вся работа заключается в следующем. Берём щуп и замеряем зазор между кулачком и регулировочными шайбами. Если размеры не соответствуют норме, то советую записать его на бумаге, что бы потом не забыть. Считается нормальным зазором впускной клапан 0.2мм. Плюс минус 0.05 мм. А выпускной 0,35 мм. Плюс минус 0.05 мм.

Теперь нам нужно установить специальный инструмент для снятия регулировочных шайб.

Специальный рычаг нажимает толкатель вниз, и мы специальным упором фиксируем его об газораспределительный вал.

Вот так фиксируется толкатель.

Взяв большое металлическое шило, вынимаем регулировочную шайбу. Для того что бы было легче вытащить шайбы, в толкателях сделаны специальные прорези, через которые шайба свободно поддевается.

Поддев шайбу вытаскиваем её пинцетом.

Теперь, когда шайба у нас в руках, нам нужно замерить её толщину. Замеряем её микрометром, но перед этим тщательно нужно вытереть шайбу от масла.

Замерив толщину шайбы, запишите размер. Теперь прибавьте к полученному размеру тот, размер который мы записали ранее, когда мерили щупом между кулачком и шайбой. Далее от полученной цифры отнимите нужный зазор, 0.2 мм. А для впускного или 0.35 мм. Для выпускного. Теперь у нас есть точный размер толщины шайбы, которую нужно установить. Продаются специальные наборы регулировочных шайб, с помощью которых можно подобрать нужную нам толщину.

Далее таким же образом устанавливаем её обратно и проверяем щупом полученный зазор. Если всё замерили правильно, то приступаете к другому клапану, если зазор не соответствует, значит нужно повторить данную процедуру заново.

Как регулировать клапана на автомобиле ВАЗ 2106.

Теперь преступим к Классике. Здесь нам понадобится щуп пара ключей и специальный индикатор для регулировки зазора.

Порядок регулировки тот же самый. Устанавливаем индикатор над толкателем (рокером) того клапана который будем регулировать.

Индикатор устанавливается на крепёжные шпильки пенала. На крепёжной рамке указаны номера клапанов, которые нужно регулировать при определённом положении коленчатого вала.

Установив индикатор, ход рокера должен быть 0.5 мм. Это соответствует номинальному зазору между кулачком и толкателем (рокером) 0.15мм. Для регулировки, отпускаем одним ключом контргайку, а вторым ключом подводим к нужному размеру и затягиваем контргайку.

Так же можно отрегулировать и просто с помощью металлического щупа толщиной 0.15 мм.

Вставив щуп между кулачком и толкателем, поджимаем регулировочный винт до момента, когда щуп станет туго двигаться. Установив регулировочный винт в оптимальном положении, и придерживая его, вторым ключом, затягиваем контргайку.

Такую же работу проводим и с остальными клапанами. После регулировки проворачиваем двигатель несколько раз и проверяем зазоры, возможно, некоторые нужно будет подрегулировать.

Вот и всё, на это я заканчиваю статью по регулировке клапанов, буду рад кому то помочь. Я специально соединил эти две статьи в одну, думаю, так будет лучше.

Основные заметные последствия неправильных зазоров: увеличенный расход топлива, ухудшенная тяга и шумная работа двигателя.

Из-за неправильных зазоров увеличивается нагрузка на клапана и катализатор. Клапана хуже охлаждаются и двигатель работает не в полную силу.

Увеличенный и уменьшенный тепловой зазор

Тепловой зазор может увеличиваться или уменьшаться со временем.

При увеличенном тепловом зазоре распредвал бьет в клапанный механизм. Клапана закрываются неполностью и невовремя. Из-за этого сгорает не вся топливно-воздушная смесь, а мотор выдает заметно меньше мощности.

При уменьшенном зазоре клапана закрываются неплотно, камера сгорания перестает быть герметичной. Из-за этого падает компрессия. Клапана хуже охлаждаются, а со временем могут прогореть. Также повышается нагрузка на катализатор.

В обоих случаях мотор работает неправильно. Возрастает расход топлива, уменьшается мощность двигателя и увеличивается нагрузка на детали.

Необходимый инструмент

В случае с 8-ми клапанным силовым агрегатом, может потребоваться проводить регулировочные работы каждые двадцать пять тысяч километров пробега. Но для этого вам потребуется иметь в наличии определённый набор инструментов.

Инструмент для регулировки клапанов на 8-ми клапанном двигателе ВАЗ

  1. В первую очередь, мы говорим о наборе регулировочных шайб. Как правило, такие шайбы поставляются толщиной от 3 до 4,5 миллиметров с интервалом в 0,05 миллиметра.
  2. Помимо этого, под рукой должен быть щуп с аналогичным интервалом.
  3. И, конечно же, не забывайте о приспособлениях для регулировки. Его главной особенностью можно считать то, что такое приспособление значительно облегчит выполнение большинства работ по замене шайб в ГБЦ.

Приспособление для регулировки клапанов двигателя ВАЗ

Можно и без специального приспособления, но с ним намного проще

Последовательность работ на 8-ми клапанном двигателе

Прежде чем начать работу, нужно полностью «остудить» двигатель.

Некоторые специалисты не начинают регулировку пока двигатель автомобиля не простоит сутки без работы.

Двигатель Лада Гранта с схемой болтов

Это необходимо открутить

  1. Желательно, чтобы его температура находилась в рамках между 20 и 30 градусами по шкале Цельсия. С этой целью можно применять штатный вентилятор, для чего достаточно будет отключить разъём с сенсора температуры, который находится возле термостата, и включить зажигание.
  2. После этого выкрутите свечи зажигания. Это необходимо сделать для того, чтобы не повредить ГРМ во время движения распределительного вала.
  3. Также нужно будет открутить кожух ремня ГРМ, чтобы полностью снять его. Аккуратно отсоединяем от клапанной крышки все патрубки, демонтировав их с автомобиля.
  4. Если вокруг клапанов есть масло (а оно там, скорее всего, есть), то его нужно убрать оттуда при помощи обычного шприца или же резиновой груши. По большей части, находится масло в непосредственной близости к толкателям клапанов.

Масло рядом с клапанами в двигателе Лада Гранта

Откачиваем масло рядом с клапанами

Достаём регулировочную шайбу клапана Лада Гранта

Извлекаем шайбу таким способом при помощи специальных инструментов

Проверка совпадения метки с положением ГРМ Лада Гранта

Проверка совпадения метки с положением ГРМ (кожух снят)

Толкатель шайбы двигателя Лада Гранта

Стрелкой отмечен паз для пинцета

Новая прокладка и клапанная крышка двигателя Лада Гранта

Новая прокладка и клапанная крышка

Мои замеры

Мои замеры после регулировки клапанов следующие:

  1. 0,25 — выпуск
  2. 0,20 — впуск
  3. 0,30 — впуск
  4. 0,30 — выпуск
  5. 0,30 — выпуск
  6. 0,27 — впуск
  7. 0,24 — впуск
  8. 0,35 — выпуск

Регулировка зазоров в приводе клапанов ЗМЗ-402

Регулировку зазоров между коромыслами и клапанами производят на холодном двигателе, при затянутых требуемым моментом гайках крепления головки блока цилиндров и гайках крепления стоек оси коромысел клапанов.

Снимаем крышку коромысел клапанов, для этого:

Отсоединяем трубку отвода картерных газов. Отсоединяем шланг вакуумного регулятора распределителя зажигания

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Регулировка предохранительных клапанов сппк
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector