Как проходит аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия подразумевает независимый контроль, который направлен на оценку результатов финансовой деятельности. Проверку проводят на основании отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей учета.
Ключевые цели аудита:
- Сопоставление данных бухотчетности и фактического имущественного положения компании для выявления полноты отражения информации и ее достоверности.
- Контроль за соблюдением действующего законодательства (налогового, бюджетного, трудового, гражданского, бухгалтерского).
- Проверка законности, рациональности и целесообразности использования имущественных и финансовых активов экономического субъекта.
- Выявление неиспользуемых, скрытых резервов, которые существенно улучшают финансовое положение компании.
Напомним, что провести аудит бухгалтерской отчетности вправе только лицензированные аудиторы или компании со специальной лицензией, сведения о которых есть в реестре аудиторов и аудиторских организаций (ст. 3, 4 307-ФЗ ).
Деятельность аудиторов регулируется ГК РФ , НК РФ , ФЗ № 307 от 24.12.2008 и иными нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями.
Эмиль Бабуров, Налоговые льготы и иные формы государственной поддержки
Утвержден порядок правила предоставления разовых субсидий на нерабочие дни
Речь идет о единовременных выплатах из расчета один МРОТ (12 792 руб.) на одного сотрудника на поддержку бизнеса из наиболее пострадавших от эпидемии отраслей в период режима выходных дней.
Количество сотрудников для расчета субсидии будет определяться по состоянию на июнь 2021 года.
Как отмечается в сообщении ФНС России для получения субсидии:
- лицо должно быть включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 10 июля 2021 года либо в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО);
- его основной вид экономической деятельности, указанный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 10 июля 2021 года, должен относиться к наиболее пострадавшим от эпидемии отраслям российской экономики согласно установленному перечню;
- лицо не должно находиться в процессе ликвидации, в его отношении не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, либо не прекращена деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- по состоянию на 1 июля 2021 года у него не должно быть налоговой задолженности свыше 3 тыс. руб.
Заявку на получение субсидии на нерабочие дни можно подать с 1 ноября по 15 декабря 2021 года.
В списке отраслей, представители которых могут получить грант, 21 позиция, включая физкультурно-оздоровительные услуги, дополнительное образование для детей и взрослых, деятельность зоопарков, кинотеатров, развлекательных учреждений, музеев, стоматологических кабинетов, парикмахерских и салонов красоты.
Всю информацию о субсидии на нерабочие дни для МСП и СОНКО, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, можно получить на промостранице ФНС России.
Основные понятия, используемые в законе
В рамках данного законодательного акта используются следующие основные понятия:
- аудитор – специалист в области данного рода деятельности;
- аудиторская организация – компания, оказывающая услуги по аудиту;
- аудиторское заключение – документ, подытоживающий результаты проверочных работ;
- аудиторская тайна – секретные сведения, обретенные в ходе осуществления мероприятий;
- квалификационный аттестат аудитора – документ, подтверждающий уровень подготовленности профессионала;
- саморегулируемая организация – некоммерческое объединение индивидуальных специалистов и аудиторских компаний для осуществления профессиональной деятельности, ст. 17 закона 307-ФЗ.
Текущая редакция федерального закона подготовлена на базе нововведений, которые были внесены ФЗ №112 от 23.04.2018 г. В соответствии с нововведениями, изменилась ст. 13 (в частности, пункт 3.1, 2-я часть). В документе сказано, что исполнитель обязуется информировать представителей заказчика о случаях, связанных с коррупционными правонарушениями, подкупами иностранных должностных лиц, а также о прочих законодательных нарушениях или их признаках.
В качестве дополнения второй части 13-й статьи выступают положения пункта 3.2. Они предполагают обязательство исполнителя – уведомлять заказчика о том, что возникли те или иные основания полагать незаконность сделок, совершенных преступным методом (финансирование террористических операций, отмывание доходов и т. д.).
Судебная практика по делам об обязательном аудите
В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.
При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).
Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.
Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.
Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.