Давление масла в двигателе: низкое и высокое. Проблемы, причины, устранение
Давление масла в двигателе: низкое и высокое. Проблемы, причины, устранение
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.
На приборной доске вашего автомобиля загорается индикатор давления масла двигателя? Это значит, что в силовом агрегате возможны проблемы. Советуем немедленно принять меры, потому что эта небольшая неисправность может стать причиной больших проблем.
Отклонение от заданных параметров давления масла в двигателе чревато выходом из строя узлов этого агрегата, вплоть до аварии. Если не принять меры вовремя, потребуется капитальный ремонт или даже полная замена мотора.
Разберемся по порядку:
- зачем и какое давление масла в двигателе нужно,
- как нагнетается моторное масло,
- чем чреваты отклонения от заданных величин,
- как проявляются неполадки,
- как диагностировать и устранять проблемы.
Как проверить датчик масла: советы профессионалов
Масляная система – жизненно важная составляющая автомобиля. Она обеспечивает своевременную подачу смазки ко всем участкам трения. Масло снижает износ деталей, охлаждает их поверхности, предостерегая от перегрева. Но за его уровнем нужно периодически следить, а качество контролировать – это известно каждому водителю. Однако не все помнят про еще один важный параметр – давление масла в системе, контролирует которое специальное устройство. Как проверить датчик масла и тем самым определить давление в масляной системе? Этому вопросу будет посвящена данная статья.
Что собой представляет датчик масла
Давление масла в системе обеспечивается работой двигателя и всех механизмов автомобиля. Именно они обеспечивают циркуляцию смазочных элементов и их доставку ко всем трущимся деталям, обеспечивая полноценную смазку. Уровень масла обычно определяется щупом, давление же можно проверить датчиками. От безошибочной работы этих устройств будет зависеть качество контроля давления в системе. Если они выходят из строя, водитель теряет возможность проверить состояние масла, а следовательно, и качество смазки всех важных механизмов.
Впоследствии это чревато проблемами с функционированием отдельных узлов в автомобиле, в том числе выходом их из строя. Именно поэтому своевременная замена неисправных сигнализаторов является одной из первоочередных задач.
Итак, смазочная система выполняет множество важных функций:
- защита двигателя и отдельных его элементов;
- предупреждение коррозии;
- охлаждение поверхностей двигателя;
- очищение зон трения от продуктов сгорания и работы механизмов (от нагара, сажи, мелкой металлической стружки и тому подобного);
- участие в газораспределении, регулируемом в гидронатяжителях и гидрокомпенсаторах.
Негативное влияние на двигатель оказывает как избыток давления масла, так и его недостаток, в обоих случаях вынуждая водителя проверять многие узлы автомобиля. Избыточное давление приводит к таким проблемам, как:
- повышение расхода масла;
- нарушение целостности уплотнителей;
- проблемы с регулятором холостого хода;
- выход из строя датчика воздуха в системе;
- разрушение поршневых юбок;
- сбои в работе двигателя с возникновением характерных стуков в приводах клапанов и гидрокомпенсаторах.
Пониженное давление свидетельствует о недостатке смазочного вещества в двигателе, что чревато выходом из строя коленвала и других важных узлов.
Как проверить датчик масла: рекомендации специалистов
Наиболее простой способ проверки заключается в применении встроенного датчика. Эти устройства могут быть:
- аварийными;
- дополнительными.
Большинство водителей пользуются аварийным сигнализатором, представленным обычно на приборной панели в виде загорающегося значка масленки. Он показывает только два состояния масляной системы: нормальное давление масла и отсутствие давления. Данное устройство сигнализирует только о критическом падении давления в смазочной системе, позволяя избегать лишь наиболее серьезных проблем. К примеру, оно извещает о поломке, которая случится в ближайшие часы или дни, если не проверить давление и не отрегулировать его до нормы.
Принцип работы устройства основывается на мембранном механизме. Когда включается зажигание, но двигатель не запущен, масляный насос также не работает, и контакты датчика находятся в замкнутом состоянии. Индикатор при этом светится. Как только двигатель запускается, давление масла возрастает, выгибая диафрагму и действуя на толкатель, который в свою очередь размыкает контакты в цепи. Индикатор гаснет, свидетельствуя о нормальном давлении. Стоит давлению упасть до критического, диафрагма принимает исходную позицию, замыкая цепь и заставляя индикатор загореться.
Для постоянного и точного контроля смазочной системы применяются дополнительные датчики, более сложные в устройстве. Они оснащены циферблатом, показывающим точные текущие данные в масляной системе. Это дает возможность непрерывно проверять масляную систему и тем самым продлить ресурс двигателя до максимума.
Такие индикаторы бывают двух типов:
- Механические манометры.
Применяются в основном владельцами старых автомобилей. Приборы состоят из корпуса, толкателя, мембраны, ползунка и нихромовой обмотки. Помимо этих элементов, имеются также дополнительные мелкие детали, вынуждающие прибор показывать неверные данные при выходе этих деталей из строя. В рабочем режиме положение стрелочного указателя определяет ползунок, находящийся на пластине с нихромовой обмоткой. При наличии давления мембрана выгибается, воздействуя на толкатель, который передает давление на механизм изменения сопротивления. Итоговую информацию о давлении можно проверить по циферблату со стрелочным указателем.
Используются в современных автомобилях. Преобразуют механическое усилие в электрический сигнал, который затем обрабатывается бортовой компьютерной системой.
Данный тип сигнализатора менее подвержен поломкам, чем механический, поскольку его устройство намного проще. Он состоит из корпуса, мембраны, толкателя и контактов, включенных в сеть, в которую включен и встроенный аварийный датчик давления масла.
Принцип его работы тот же. При незапущенном двигателе мембрана находится в «расслабленном» состоянии, а цепь замкнута. При включении зажигания аварийный индикатор будет гореть. Запуск двигателя создает в масляной системе давление, которое натягивает мембрану и с помощью толкателя размыкает контакты цепи. При падении давления мембрана вновь выпрямляется, контакты смыкаются, индикатор загорается, сигнализируя водителю о неисправности в масляной системе. Кроме того, лампочка загорается и при неисправности в самом сигнализаторе, давая повод проверить его.
Изменение показателей в дополнительных датчиках происходит следующим образом. Давление смазочной жидкости деформирует диафрагму, толкая при этом ползунок вдоль резистора с нихромовой обмоткой. В цепи изменяется сопротивление, на что соответствующим образом реагирует стрелочный указатель. В зависимости от величины изменения сопротивления он будет показывать текущее давление масла.
Часть автопроизводителей комплектует автомобили сразу двумя типами устройств – на случай выхода из строя одного из них.
Как проверить исправность датчика давления масла
В штатном режиме аварийный датчик давления должен при включении зажигания загораться, а после запуска двигателя потухать.
- Если индикатор не загорается после включения зажигания, нужно проверить датчик – скорее всего, он неисправен.
- Индикатор продолжает гореть после пуска двигателя – с большой вероятностью масло в системе перегрелось. Для того чтобы проверить это, нужно нажать на педаль газа. Если лампочка потухла, значит, со смазкой все в порядке.
- Когда значок продолжает гореть и при перегазовке, и во время движения, – это сигнал либо об опасном падении давления в масляной системе, либо о неисправности в электропроводке, либо о неисправности самого датчика. Требуется проверить каждый из этих узлов.
Признаки поломки датчика и его диагностика будут зависеть от типа устройства.
- Электронный датчик давления.
Перед тем как проверить датчик давления масла, нужно приготовить насос и мультиметр. Желательно иметь насосное устройство, укомплектованное манометром. Мультиметр нужно переключить в режим проверки цепи «на обрыв». Проверяемый прибор отсоединяется от автомобиля и подключается к насосу, также к нему следует подключить и мультиметр.
Проверить подаваемое насосом давление лучше всего с помощью манометра. Контроль необходим, так как при избыточном давлении есть риск вывести электронный сигнализатор из строя. Соединив все элементы диагностики друг с другом, убедитесь в том, что стрелочный указатель находится на нуле циферблата.
Следующий этап: с помощью насоса на прибор подается минимальное давление, при котором диафрагма подействует на толкатель и разомкнет цепь – это будет видно по отклонившейся стрелке в сторону возрастания. Затем подайте максимально допустимое для датчика давление, контролируя его манометром на насосе, и проверьте таким образом правильность показаний на приборе при максимальном давлении.
Диагностика механического устройства напоминает способ проверки электронной модели. Испытать механический детектор можно с помощью насоса с манометром и отрезка резинового шланга. Проверяемый прибор со стрелочным указателем отсоединяется от автомобиля и с помощью шланга соединяется с насосом. Важно при этом обеспечить герметичность соединения. Затем подается определенное давление, фиксируемое на манометре и на датчике. Помимо давления, нужно проверить и зафиксировать сопротивление.
Данную операцию требуется повторить при различных значениях подаваемого давления. Полученные результаты сравниваются с таблицей идеальных значений, прилагаемой обычно к инструкции по эксплуатации автомобиля. Если таблица отсутствует в документации, ее можно найти в Интернете для конкретной марки транспортного средства.
Показания датчика масла, которые нельзя игнорировать
Все показания устройств нужно обязательно отслеживать. Если проигнорировать и не проверить внезапное падение давления в смазочной системе, это может обернуться, в лучшем случае, дорогим ремонтом двигателя. А во время движения может привести к куда более печальным последствиям.
Включение индикатора происходит по многим причинам:
- Падение уровня масла в системе.
В общем, светящийся индикатор давления масла говорит о разных причинах, многие из которых требуют как можно более быстрого вмешательства, для выявления же других достаточно лишь проверить детектор давления. К примеру, недостаток масла в системе или его низкое качество приведут в дальнейшем к скорому износу деталей и механизмов, в более серьезных случаях – к поломке наиболее ответственных из них (коленчатый вал, поршни, двигатель). Как следствие, может потребоваться полная замена вышедшей из строя детали или всего двигателя.
С другой стороны, причина может быть и незначительной, связанной с неисправностью самого детектора. Важно не только знать, как проверить датчик давления масла, но и уметь выполнять это на практике, чтобы вовремя предупредить возникновение более серьезных проблем.
Двигатель 412/331.Регулировка и замена редукционного клапана масляного
Регулировку редукционного клапана проводим при необходимости изменения величины давления масла в системе смазки двигателя.
Ключом «на 19» отворачиваем колпачковую гайку редукционного клапана, удерживая таким же ключом контргайку.
Снимаем колпачковую гайку и ее медное уплотнительное кольцо.
Для регулировки ключом «на 19» ослабляем контргайку и вращаем отверткой винт, изменяя давление открытия клапана (при заворачивании давление растет).
Контролировать давление в системе смазки двигателя (работающего на холостом ходу) в процессе регулировки можно по манометру, ввернутому в резьбовое отверстие проставки масляного фильтра вместо датчика давления масла. По окончании регулировки затягиваем контргайку и колпачковую гайку.
Для снятия редукционного клапана.
. ключом «на 27» отворачиваем клапан за шестигранник корпуса.
Снимаем клапан и его медное уплотнительное кольцо.
Расконтриваем регулировочный винт.
. и выворачиваем его из корпуса клапана вместе с контргайкой.
Снимаем с винта медное уплотнительное кольцо.
Вынимаем из корпуса клапана пружину и поршень.
Тщательно промываем детали в керосине и осматриваем. На поверхности поршня и внутренней поверхности корпуса клапана не должно быть задиров, царапин и смолистых отложений (нагара), которые могут привести к заеданию или заклиниванию поршня и, как следствие, к снижению давления в системе смазки двигателя. Собираем и устанавливаем клапан в обратной последовательности.
Поделиться22009-07-29 17:31:22
- Автор: Valer
- .
- Зарегистрирован : 2009-07-29
- Приглашений: 0
- Сообщений: 1
- Провел на форуме:
15 минут - Последний визит:
2009-07-29 19:50:52
После ремонта двигателя (замена вкладышей и колец) (двигатель переворачивали вверьх картером) при запуске нет давления масла. В масляную систему не поступает масло (маслозаборник в порядке, масло залито по метку "MAX") Был снят масляный фильтр вместе с основанием на трёх шпильках и маслянным датчиком, оголились два масляных канала, один из маслянного насоса в фильтр а второй из фильтра в маслянную систему. При подаче воздуха со шланга от ручного насоса в отверстие канала маслянного насоса слышно булькотение масла, то есть получается что открыт редукционный клапан и масло при работе двигателя не идёт под давлением в систему а возвращается в картер. Но был выкручен ключем на 27 редукционный клапан и при проверке обнаружено что клапан в полном порядке, а воздух и масло идёт мимо клапана в картер.
КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ В ЧЁМ ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ ВОДУХ И МАСЛО ИДЁТ МИМО КЛАПАНА? Может какой-то детали нет, резиновый манжет и т.д.
Поделиться32009-09-03 08:03:12
- Автор: Александр1978
- .
- Зарегистрирован : 2009-09-03
- Приглашений: 0
- Сообщений: 1
- Провел на форуме:
6 минут - Последний визит:
2009-09-03 08:04:28
подскажите, у меня Москвич 2140, из — за чего может расти давление масла. Я не ошибся, давление растет
Поделиться42009-09-03 10:33:27
- Автор: Зануда
- *
- Зарегистрирован : 2008-12-15
- Приглашений: 0
- Сообщений: 29183
- Возраст: 54 [1967-09-10]
- Провел на форуме:
11 месяцев 2 дня - Последний визит:
2021-06-02 17:49:05
1.Врет датчик давления масла.
2.Редукционный клапан, клинит (или уже заклинил) — скорее всего соринка попала под шарик.
Особенно, если использовать всякие химические промывки, которые грязь растворяют.
А потом эта грязь оказывается в самых не нужных местах.
Поделиться52011-11-04 03:28:55
- Автор: Рома
- .
- Зарегистрирован : 2011-11-04
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2
- Провел на форуме:
37 минут - Последний визит:
2011-11-04 21:15:59
Здравствуйте!Извените может быть я повторяюсь, но может кто сталкивался.После смены масла,при этом снимал крышку маслянного насоса и редукционный клапан на азлк 21412 нет давления ни накаких оборотах, откручивал маслянный фильтр икрутил стартером не показалось ни капли масла.Может ли дело быть в редукционном клапане?И ещё вопрос не стоит ли на поршеньке рис.8 в прорези резинка.
Поделиться62011-11-04 13:39:00
- Автор: Зануда
- *
- Зарегистрирован : 2008-12-15
- Приглашений: 0
- Сообщений: 29183
- Возраст: 54 [1967-09-10]
- Провел на форуме:
11 месяцев 2 дня - Последний визит:
2021-06-02 17:49:05
Скорее всего ред.клапан подклинивает.
Особенно если там фильтр москвический типа 412.
Если у Вас фильтр типа Жигулевского, что у меня 2 раза клинил клапан в 2х фильтрах Чемпион.
Лечил заменой фильтров.
Бывает и у других, тогда помогает легкое отворачивание фильтра назад (если сильно его закрутили.)
Замена масла в коробке — бортжурнал Москвич 412 Небо славян 1975 года на DRIVE2
Совершенно штатная ситуация, решил поменять масло в коробке. На то в принципе было несколько причин:1. Коробку ставил новую (после покупки Москвича, пришлось заменить, т.к. не включалась задня передача), т.е. коробка была на обкатке.2. Не понятно, что в нее залили в сервисе (только со слов была информация, что это было масло ТАД-17).3. Был риск, что уровень масла снизился, т.к. были подтеки в районе пробки.
Все таже яма для ремонта машин
Слитое отработанное масло в целом было не такое уж черное.На дне лишь присутсвовала мелкий осадок от сточенных шестеренок, но не в большом количесвте.Перед заливкой масла была залита смесь для промывки собственного приготовления из имеющихся в гараже ингридиентов, а имено: 250 мл. трансмиссионного масла, 500 мл. керосина, 100 мл. бензин-галоша и 150 мл. уайт-спирита. Последний компонент, конечно, не совсем правильно было добавлять, но это была вынужденная мера, чтоб набрать требуемый объем. С промывкой на нейтрали покрутил 15 минут. Излишек легкой жидкости выплеснулся из колокола. Сливаемая жидкость не поменяла цвет, так, что там должно быть более-менее чисто.Залил масло, то которое на фото.
Ну и пара фотокарточек, которые хотел сделать еще с зимы.
Дом преподавателей — в арке
Дом преподавателей — у арки
Пробег: 42000 км
Низкое Давление Масла.
Сегодня поменял масло. Залил шелл минералку. Стало чуть лучше —
— холодное масло. хх — 1 на повышеннх оборотах 2-2,5
-горячее масло. хх — около 0,4. Мигает аварийная лампа — то горит, то гаснет. На оборотах — 1,5-2.
И ещё такой факт. Старый масляный фильтр оказался буквально сжат внутри. Почему? Есть ли здесь какая-то связь?
И главное — что делать? Лезть под машину и искать редукЦионнй клапан? )
#2 Mikenat
- Пол: Мужчина
- Город: Украина, Львов
- Интересы: История. Авто. Подводный флот.
- Место жительства: Украина, Львов
- Машина: ИЖ-21251
ГАЗ-2217-404
И главное — что делать? Лезть под машину и искать редукЦионнй клапан? )
#3 KMP
- Пол: Мужчина
- Город: Украина Львов
- Место жительства: Львов
- Машина: ВАЗ 21114
АЗЛК 21412-01
Сегодня поменял масло. Залил шелл минералку. Стало чуть лучше —
— холодное масло. хх — 1 на повышеннх оборотах 2-2,5
-горячее масло. хх — около 0,4. Мигает аварийная лампа — то горит, то гаснет. На оборотах — 1,5-2.
И ещё такой факт. Старый масляный фильтр оказался буквально сжат внутри. Почему? Есть ли здесь какая-то связь?
И главное — что делать? Лезть под машину и искать редукЦионнй клапан? )
#4 siniy_sumrak
- Пол: Мужчина
- Город: Стерлитамак
- Место жительства: Россия
- Машина: МОСКВИЧ-ИЖ-412 1978г.
siniy_sumrak, а слитое масло какое было? Грязь и все черное? Вот от этого фильтр и сдавило.
может и так. Только уверенным надо быть, что масло нормальное.
Да, масло было грязным. Сей4ас купил масло в проверенном магазине.
сразу вопрос ты датчик развоздушил? а то ИМХО при такой деформации фильтра низкого давления просто не может быть. У меня перед капремонтом тоже было низкое давления а после все супер хотя я поменял датчик давления масла и теперь лю Шелл 10В40 (полусинтетика). На полуситетику не советую переходить если мотор уже много набегал.
Нет, специально ни4его с дат4иком не делал. Приоткру4ивал — масло те4ёт.
Итоги дня: подкрутил клапан.
На холодном — хх 1,5. Обороты — 3-4.
На горя4ем — хх 0,6 .Обороты -2,5.
То есть стало лу4ше. НО всё-таки резкое падение давления на хх сохранилось.
При прогреве аварийная лампа не загоралась, но после 20-минутной поездке на хх всё-таки засветилась.
ПС это не граммат. ошибки — клавиатура "крякнула".
#5 Val
- Пол: Мужчина
- Город: Казахстан г.Усть-Каменогорск
- Машина: ИЖ-412 (1975)
Старый масляный фильтр оказался буквально сжат внутри. Почему?
На полуситетику не советую переходить если мотор уже много набегал
Сообщение изменено: Val (13 июля 2008 — 19:29)
#6 KMP
- Пол: Мужчина
- Город: Украина Львов
- Место жительства: Львов
- Машина: ВАЗ 21114
АЗЛК 21412-01
И зря. Переходить можно всегда. Было бы желание.
#7 siniy_sumrak
- Пол: Мужчина
- Город: Стерлитамак
- Место жительства: Россия
- Машина: МОСКВИЧ-ИЖ-412 1978г.
#8 Val
- Пол: Мужчина
- Город: Казахстан г.Усть-Каменогорск
- Машина: ИЖ-412 (1975)
А не зря. Если залить масло в старый движок то масло будет вытекать со всех щель, сальников, прокладок.
#9 romakinp
- Пол: Мужчина
- Город: Москва, Печатники
- Интересы: Программирование 1С, автомобили "Москвич"
- Машина: ИЖ-412 1996 г.в.
На холодном — хх 1,5. Обороты — 3-4. На горя4ем — хх 0,6 .Обороты -2,5.
Коэффициент теплового расширения выше всего у алюминевого сплава, по сравнению со сталью и чугуном. Вероятно, такое падения давления может быть связано с износом головки блока. У меня было аналогичное на Волге, 402 двигатель. Там при нагреве до рабочей температуры лампа загоралась. Дело было в ГБЦ, износ постели распредвала был запредельный.
#10 boris2137
- Пол: Мужчина
- Город: питер
- Машина: АЗЛК 2137
#11 KMP
- Пол: Мужчина
- Город: Украина Львов
- Место жительства: Львов
- Машина: ВАЗ 21114
АЗЛК 21412-01
#12 siniy_sumrak
- Пол: Мужчина
- Город: Стерлитамак
- Место жительства: Россия
- Машина: МОСКВИЧ-ИЖ-412 1978г.
Впринцыпе мы тут спорим не о чем. лично я нигде нашол где автор описал двигатель своей машыны — сколько проехал, берет масло, едет дым и всякое такое. ИМНО мотор уже подуставшей слегка берет масло и слегка подтекает масло.
#13 boris2137
- Пол: Мужчина
- Город: питер
- Машина: АЗЛК 2137
каюсь, описывал это в другой теме. В общем двигатель в том году ремонт пережил. Не совсем капитальный — поменяли кольца, вкладыши, полукольца — в общем всю мелочёвку. КВ не шлифовали — по словам мастера не нужно было. Всё поставили по номиналу. (тогда я в двигателе совсем ничего не понимал, что мастер скажет то и делал) Головку блока просто поставили с другой машины, проверив только клапана, поэтому в первую очередь грешу на неё. Залил полусинтетику Лукойл. С давлением проблема была тогда же, но списывал на неточность/неисправнось датчика/указателя. Пробег около 500 км. Масло не доливал — как было между min и max так и осталось. Не дымит. Компрессия в норме. В общем кроме давления к двигателю претензий нет. Сейчас залил минералку Shell 10w40. Как писал стало немного лучше, но. Почитал — у многих лампочка на холостых горит, так что пока больше ничего наверное делать не буду — главное на оборотах давление есть. При случае ГБЦ на разборке возьму.
Сообщение изменено: boris2137 (14 июля 2008 — 22:45)
#14 yur7764
- Пол: Мужчина
- Город: Казахстан г.Петропавловск
- Интересы: Автомобили, книги, спорт.
- Машина: М-412 ИЭ 81 г.в.
И главное — что делать? Лезть под машину и искать редукЦионнй клапан? )
И ещё такой факт. Старый масляный фильтр оказался буквально сжат внутри. Почему? Есть ли здесь какая-то связь?
#15 boris2137
- Пол: Мужчина
- Город: питер
- Машина: АЗЛК 2137
Редукционный клапан необходим для "настройки" давления на холодном двиателе. Как правило его открытие настраивают на 4-5 кгс/см. кв. И нужен он для того чтобы "сбрасывать" избыточное давление холодного движка на всас насосу. Больше функций он не имеет. И будет глупо крутить и ждать от него что-то, если на холодную нет даже 3-4 очка. Вал коленчатый смазывается первым по маслянной магистрали, а вот в ГБЦ "маслянный фонтан" поступает в последнюю очередь и нехватка давления только ускоряет процесс износа головки.
Сообщение изменено: boris2137 (17 июля 2008 — 21:41)
#16 Val
- Пол: Мужчина
- Город: Казахстан г.Усть-Каменогорск
- Машина: ИЖ-412 (1975)
В 99% виновато колено а не распредвал.
Сообщение изменено: Val (18 июля 2008 — 06:03)
#17 Игорь
- Пол: Мужчина
- Город: г. Полевской Свердл. обл.
- Интересы: Самые разные
- Машина: ИЖ-2715 ГАЗ-2705 Peugeot Partner VTC
Коэффициент теплового расширения выше всего у алюминевого сплава, по сравнению со сталью и чугуном. Вероятно, такое падения давления может быть связано с износом головки блока. У меня было аналогичное на Волге, 402 двигатель. Там при нагреве до рабочей температуры лампа загоралась. Дело было в ГБЦ, износ постели распредвала был запредельный.
#18 Raiden14
Колхозер 1-й степени
- Пол: Мужчина
- Город: Саранск
- Место жительства: Россия, Мордовия
- Машина: Гранта Норма
На полуситетику не советую переходить если мотор уже много набегал.